валентин кузнецов
Коучинг: что это такое на самом деле и когда он нужен
Как коуч помогает найти ответы внутри себя, какие 8 компетенций отличают профессионала и в каких ситуациях коучинг будет эффективен.
Коучинг исходит из того, что все ответы на все вопросы есть внутри человека. Поэтому коучинг — это прекрасная возможность вслух подумать о другом. Коуч задает вопросы, доверитель размышляет и отвечает. Коуч, как зеркало, отражает, возвращает эти размышления. Мастерство коуча состоит в умении задать такие вопросы, чтобы клиент максимально точно нашел нужный ответ на свой запрос.

Как это происходит
На старте диалога озвучивается запрос и определяется цель встречи.

  • Какой идеальный результат для вас?
  • Что вы хотите получить?
  • Как вы поймете, что это получили?
  • Как это должно выглядеть?
Потом происходит диалог, целью которого является расширение видения клиентом своего запроса.

В финале диалога коуч может задать следующие вопросы:
  • Что было ценного для вас?
  • Что забираете с собой?
  • Каким будет ваш первый шаг?
Отвечая на эти вопросы, клиент берет ответственность за свои выводы и решения.
Коуч в течение всего диалога демонстрирует ключевые компетенции. ICF (International Coaching Federation / Международная Федерация Коучинга) выделяет следующие:
1.Опирается в работе на этику. Коуч понимает и регулярно применяет этические нормы и следует стандартам коучинга.

2.Воплощает коучинговый образ мышления. Коуч развивает и поддерживает открытый, любознательный, гибкий и ориентированный на клиента образ мышления.

3.Совместное создание отношений. Коуч выступает партнером для клиента и заинтересованных сторон при создании ясных договоренностей относительно коучинговых взаимоотношений, процесса, планов и целей. Заключает соглашения как на все время коучингового взаимодействия, так и на каждую сессию коучинга.

4.Постоянно развивает доверие и ощущение безопасности. В партнерстве с клиентом коуч создает безопасную поддерживающую среду, позволяющую клиенту свободно выражать себя. Поддерживает взаимное уважение и доверие в отношениях.
5.Сохраняет присутствие. Коуч поддерживает полную осознанность и присутствие с клиентом, используя открытый, гибкий, аргументированный и уверенный стиль общения.

6.Эффективная коммуникация. Коуч фокусируется на том, что говорит и о чем умалчивает клиент, чтобы полностью понимать то, что транслируется с точки зрения систем, в которые клиент вовлечен, и чтобы поддержать самовыражение клиента.

7.Пробуждает осознанность. Коуч обеспечивает рождение озарения (инсайта) и обучение клиента, используя такие инструменты и техники, как сильные вопросы, тишина, метафоры и аналогии.

8. Содействие обучению и развитию. В партнерстве с клиентом коуч трансформирует знания и озарения (инсайты) в действия. Поддерживает автономность клиента в коучинговом процессе.

В каждой из этих 8 компетенций существует несколько подпунктов и каждый из них внимательно изучается и отслеживается менторами, когда коуч проходит обучение. Профессия коуча требует набора часов практики, прохождение супервизий, менторинга и постоянного профессионального роста.
Когда нужен коучинг
Когда есть стремление найти решение в трудной ситуации. Запросы могут быть совершенно разнообразными: если вы в точке А, но хотите попасть в точку Б, если хочется повысить доход, перейти на более интересную должность на новой работе; хочется заняться своим делом и повысить качество жизни, построить эффективную команду, оптимизировать бизнес-процессы, сделать общение внутри семьи или компании более экологичным и тд.

И при этом что-то мешает достичь цели: страх, незнание правильных шагов, какими можно дойти до желаемого будущего, отношения с людьми и беспокойство по этому поводу и пр. Сколько людей — столько и запросов.

Кому коучинг подойдет
Желательно, чтобы у клиента был активный запрос на развитие. То есть искреннее стремление действительно найти ответ на волнующий запрос. В некоторых школах коучинга это называют позицией «игрока». Клиент с азартом, энергией открыт диалогу и отвечает на вопросы коуча.

Случается, что клиент приходит с недостатком энергии на сессию. Есть неверие в свои силы, усталость от текущих дел. Присутствует ощущение прокрастинации, хочется «слиться» и ничего не делать. Такое поведение называют позицией «аутсайдера».

И есть третья позиция — «зрителя». Ситуация, когда клиент на самом деле не хочет решать свой запрос. Когда он перекладывает ответственность за процесс на коуча. Говорит: «Ну, вы же специалист, скажите, что мне делать».
Надо сказать, что в процессе сессии позиция клиента относительно запроса может меняться и это нормально. Изменения неизбежны. Со «зрителями» коучинг не проводится, ибо важна ответственность клиента перед самим собой.

Добавлю, что именно «зрителям» легче всего продать какой-нибудь развивающий курс, где обещают помочь решить запрос. Такие предложения показывают умелое позиционирование на рынке и маркетинговое отстраивание от конкурентов. Но много ли там коучинга — это вопрос.

Во многом из-за взаимодействия тех, кто находится в «зрительской» позиции с недобросовестными людьми, называющими себя коучами, а на деле проявляющими, в лучшем случае, тренерское поведение — «делай, как я сказал», и возникла отрицательная коннотация относительно коучинга. «Сейчас все коучи, они тебя научат»- подобные скептические и негативные суждения довольно распространены.
Подведем итоги: если у вас есть запрос на развитие, вы в активной позиции «игрока» и готовы взять ответственность за свои выводы и решения — коучинг для вас. Вступайте в осознанное коучинговое партнерство и раскрывайте свой личный и профессиональный потенциал!

Валентин Кузнецов
Бизнес-коуч
*Бизнес-коуч PCC ICF
Работаю с запросами по карьере, личной жизни, личностному росту.

▪ Преподаватель Soft Skills в университете ИТМО (Санкт-Петербург).

▪ Ментор на проектах Седы Каспаровой и Радислава Гандапаса.